За чем будущее в образовании?

Спрос на труд, требующий владения универсальными компетентностями, или «навыками XXI века, растет.

Особую важность сегодня приобретают на стыке такие компетенции как адаптивность к изменениям, способность принимать решения в новой ситуации, умение учиться и переучиваться. Как эти навыки развивать и оценивать, кто их должен развивать и какой должна быть роль учителя в новой реальности.

В связи с этим, не устарело ли предметное содержание школьного образования?

Как сформировать новых специалистов «экономики знания» - способных работать с творческими задачами, с вызовами будущего, людей с развитым мышлением и  универсальными  навыками, которые отличают человека от машины?

Как можно вписать, и можно ли, технологии развития новых грамотностей, рефлексии, обработки больших данных, искусственного интеллекта, персонализации в традиционное обучение?

Зачем и чему учить человека в современном, сложном мире?

Как поддержать и ускорить процессы перехода к новому содержанию образования, которое учит решать сложные проблемы, не имеющие однозначного решения, но которые приглашают к исследованию и творчеству?

Какие процессы в образовании вы считаете инновационными, какие- традиционными, и как вы к ним относитесь?

Какой вы видите информатизацию общества, и какова роль образования в этом процессе?

Считаете ли Вы включение в стандарты метапредметности прогрессивным шагом?

Комментарии

  • Доброго времени суток, всем, кто зашел на эту ветку форума. Будущее образования предсказать сложно, но все же некоторые аналитики утверждают, что оно напрямую будет связано с самоуправляемыми обучающимися ( тот, кто способен ставить цели, определять темп обучения и потребности, использовать и создавать необходимые образовательные ресурсы, а также участвовать в различных видах образования, которые всеобъемлющим образом развивают весь комплекс способностей и аспектов личности на протяжении всего цикла обучения). Мне представляется интересным посмотреть на возможный "путь самоуправляемого учащегося". Хотела прикрепить картинку, но не нашла в сети отдельно от книжки. ну а перерисовывать лень)). Поэтому креплю

    "Образование 20.35. Человек" и, если интересно, листайте до стр. 42 и 44.

    И еще одна интересная деталь. Это оценивание будущего. Что и как оценивать. Общая мысль: оценивание только формирующее, которое строится на анализе большого массива данных и позволяет выстраивать индивидуальные профили. кроме этого в систему оценки может входить РЕПУТАЦИЯ 😥.

  • В последнее время уделяется большое внимание использованию цифровых инструментов формирующего оценивания . Многие популярные приложения просты в использовании, помогают получить обобщённые наглядные результаты, обеспечивают оперативную обратную связь с учащимися и даже с их родителями. Но контрольные опросы и обратная связь являются лишь верхушкой айсберга нашей работы, если мы не просто отдаём дань современным цифровым инструментам. Очень важна работа непосредственно после проведённой нами викторины или насыщенного разнообразными заданиями теста.

    Чтобы открыть полный потенциал формирующего оценивания, выйдите за рамки полученных аналитических материалов и попросите учеников подумать о наглядно показанных итогах. Каких результатов они достигли и где ещё возможны «точки роста»?

    По сути важен не только сам факт контрольного теста, но и мнение учеников после его проведения. То есть важен факт саморефлексии учащихся.

    Цифровые инструменты формирующего оценивания — это не самоцель учителя. Это очень хорошие помощники в нашей рутинной работе. Если мы видим конкретные результаты после их внедрения, значит мы на правильном пути.

  • Зачем и чему учить человека в современном, сложном мире?  Школьное образование находится на пороге глобальных перемен, дискуссии о которых одни одобряют, а другие воспринимают в штыки. Но факт остается фактом – современные дети разительно отличаются от тех, что садились за парты всего двадцать лет назад. Как считают эксперты, именно за этот период и происходит смена поколений, причем не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Итак, какое же оно, младое поколение?..

    Согласно теории поколений, которую для России адаптировала команда под руководством координатора проекта «RuGenerations» Евгении Шамис, сегодня наша школа имеет дело с представителями двух поколений – Y (1984-2003) и Z (с 2004-го). Разделение по годам условное, и грань между поколениями, сменяющимися каждые двадцать лет, размыта пятилетним промежутком. Но можно с уверенностью говорить о периоде, когда представители нового поколения Z начали самую активную фазу подросткового возраста. Думается, именно на них и обратил свое внимание Дмитрий Быков.

    Нынешние дети живут в пространстве, явно перенасыщенном информацией. Психологи утверждают, что среднее время концентрации на одном предмете у подростков сократилось до восьми секунд. Иначе они не успеют ухватить максимум из того, что проносится мимо них в информационном потоке. Дольше им сосредотачиваться на предмете сложно. Вспомните, как учителя повально стали фиксировать синдром дефицита внимания едва ли не в каждом втором ребенке. А ведь это медицинский диагноз. Но сегодня восьмисекундная сосредоточенность уже преподносится как особенность современных подростков, которые начинают овладевать гаджетами едва ли не с пеленок и едва успевают за день просмотреть все новости в социальных сетях и перейти по всем скинутым им ссылкам. Ведь столько интересного происходит вокруг– как за этим всем уследить? Их возможности практически безграничны, а вот времени на всё, кажущееся интересным, не хватает. Поэтому дети пытаются быстро оценить информацию и принять решение о том, стоит ли углубляться в нее или же переключиться на другую.

    Наверное, именно из-за этого современных подростков воротит от больших объемов информации, и они предпочитают потреблять ее «перекусочными» порциями. Чтобы хоть как-то привлечь их внимание, маркетологи используют не текст, а иконки, картинки и смайлики, на изучение которых не требуется много времени. Неужели, следуя этим трендам, придется и школьный материал преподносить в виде «смайликов», когда «наглядные пособия» станут важнее, чем привычные учебники?

    По поводу представителей поколения Z, которых еще называют «центениалами», бытуют противоречивые мнения. Так, писатель Д. Быков считает их гениями. В принципе, это мнение не противоречит теории поколений, сторонники которой, говоря о центениалах, характеризуют их как визуалов, ценящих быстроту выполнения поставленной задачи, не различающих виртуальный и реальный миры, неусидчивых и гиперактивных. Впрочем, детям с такими характеристиками ничто не мешает быть гениями. Потому что вместе с привычкой получать необходимую информацию одним кликом возрастает тяга к исследованиям и самосовершенствованию. Другое дело, что учителям надо приспосабливаться к таким детям. Иначе их интерес будет витать далеко за пределами классной комнаты. И тогда положительные черты, среди которых эксперты выделяют креативность, добросовестность, готовность непрерывно обучаться, дерзость и живость мышления, могут оказаться на втором месте после слабых – отсутствии мотивации, лени, неспособности концентрироваться на одном предмете, безразличии к чтению.

  • Вопрос "Как?" всегда ключевой для реализации изменений. Как формировать универсальные компетенции и новые грамотности? Как оценивать будущее? Как развивать навыки осознанности? На мой взгляд самый очевидный ответ, это самому учителю стать осознанным, принять ценности поколения Z, научиться мыслить возможностями. А главное верить в свой профессионализм и быть открытым новой реальности.

  • Доброго времени суток, всем, кто зашел на эту ветку форума. Будущее образования предсказать сложно, но все же некоторые аналитики утверждают, что оно напрямую будет связано с самоуправляемыми обучающимися

  • Я прочитала о мифах о поколении. Готова принять их ценности, но что могу дать взамен. В ассесмент-центре разместили несколько сквозных технологий. Например "рапид-форсайт"

  • Добрый день, коллеги! Сложно представить будущее в образовании, темпы движения "вперед" общества стремительные и не всегда даже осознаешь что происходит. Профессионализм всегда в цене. Учим тому, что знаем и умеем. А самое главное научить ученика потребности самообучению. Верим в своих учеников, за ними будущее.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.