Международные исследования качества образования

"Мы должны научиться измерять то, что важно,

 а не то, что легко измерить! "

А. Эйнштейн

Международные сопоставительные исследования — это инструмент оценки качества образования разных стран, позволяющий посмотреть на ситуацию в каждой из них в сравнении с остальным миром. В связи с этим уровень достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования год от года приобретает все большее значение для развитых стран мира.

Вхождение России в 10 ведущих стран по качеству общего образования является основной целью развития системы образования на период до 2024 г. в соответствии с майским Указом Президента РФ 2018 г. говорит о приоритетности международных показателей качества общего образования для Российской Федерации в контексте ее среднесрочного стратегического развития.

Россия принимает участие в международных исследованиях более 20 лет. Существует несколько крупномасштабных исследований, оценивающих системы образования в разных странах. На данный момент самыми известными мониторинговыми исследованиями в области образования являются PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PISA (Programme for International Student Assessment).

Повышение качества общего образования — главная цель образовательной политики всех стран мира. Россия стремится к лидерству в ее достижении, и актуальные позиции страны достаточно высоки. В рейтинге эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment). Россия занимает 13-е место по итоговому индексу (среди 40 стран), в том числе 9-е место по когнитивным навыкам. Россия занимает 1-е место в мире по уровню читательской грамотности (начальная школа) согласно данным исследования PIRLS и входит в Топ‑10 по данным TIMSS, в том числе занимает 1-е место по продвинутой математике.

Российские школьники демонстрируют высокие результаты в международных олимпиадах. С другой стороны, четверть учащихся не достигает базового уровня функциональной грамотности (по всем областям исследования PISA) и отстает от большой группы стран в уровне развития современных компетенций. Укрепление конкурентоспособности страны в достижении высоких показателей качества образования требует обновления практик преподавания, направленных на активизацию самостоятельности, поддержку интереса, усиление вовлеченности и персонализацию образовательного процесса.

Приглашаем Вас к обсуждению:

  1. Что на Ваш взгляд могут привнести в российское школьное образование технологии, применяемые в международных исследованиях?
  2. Готовы ли Вы включить задания международных исследований в свою практическую деятельность? Аргументируйте свою позицию.
  3. Какая помощь (в знакомстве с технологиями проведения международных исследований, в разработке аналогичных заданий для использования на своих уроках) Вам необходима? Чья помощь для Вас приоритетна?


Комментарии

  • Хочу обратить внимание на несколько направлений в обсуждении данной темы:

    1) международные исследования - разные и результаты российских школьников в них, соответственно, - от отличных до удовлетворительных... В связи с этим - на результаты каких или всех международных исследований целесообразно реагировать российской системе образования (от управленцев до педагогов и школьников)?

    2) технологии проведения разных международных исследований тоже разные... А чем они отличаются? и что общего они имеют с российскими технологиями проведения текущей и итоговой аттестации (особенно ОГЭ И ЕГЭ)? Другими словами, смогут ли учителя-предметники. "натренированные" на ОГЭ и ЕГЭ, внести в свой педагогический арсенал ПИЗА-задания? Готовы ли продуктивно использовать их и задания других международных исследований в своей профессиональной деятельности?

    3) Что мотивирует российских педагогов осваивать и внедрять технологии международных исследований (прежде всего, новые форматы познавательных заданий и процедур их проверки), кроме отсылок к Указам Президента?..

  • Я думаю, что новое всегда интересно. Поэтому наши педагоги (я о себе и не только), работающие творчески, будут осваивать и внедрять технологии международных исследований.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.