Нереально реальное детство


Вот две картинки. С них мне бы хотелось начать обсуждение. Какие наши дети? Похожи ли они на нас в прошлом? Можем ли мы точно назвать наши схожести и различия? Чему нам надо учиться у них, а чему мы можем научить их? А еще предлагаю обсудить "страшилки" современного детства.

Комментарии


  •  

    Цифровое поколение по сравнению с предыдущими отличается по многим параметрам, определяемых особой социальной ситуацией их развития. Вопрос об изменениях в психическом и личностном развитии можно обсуждать только с практической точки зрения, работая с поколением современных дошколят.

    Цифровое поколение — это те, кто вырос в мире компьютеров, мобильных телефонов, видеокамер и видеоигр. В наиболее ярком виде особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.

    Увеличился процент детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

      И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

     Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Детей-аутистов становится все больше. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира.

    Цифровая система помогает особенным детям легче усваивать материал за счёт большого количества разнообразных анимированных интерактивных заданий. Интересная учеба и выполнение увлекательных задач снимает у детей напряжение и мотивирует их к познанию. Онлайн-среда позволяет индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ребенок мог работать в своем темпе.

    Как специалист и как практик я уверена: современное оборудование должно не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей. Литература, скорее всего, приобретёт какие-то другие формы, она станет интерактивной. Когда у тебя в руках привычная книжка и вдруг в ней появляется интерактив, ты можешь с ней играть.

    Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.

  • Но не все так печально, как может показаться. Практикующие педагоги и специалисты в области дошкольного образования, высказывают мнение, что включение цифровых технологий в педагогический процесс может  лечь в основу  дальнейшего успешного обучения в школе, благодаря устойчивой положительной мотивации и развитию познавательного интереса. Они также считают, что появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке. Правда, при этом уточняется, что такие игры не могут заменить традиционную ролевую игру, а потому должны быть ограничены и не могут быть использованы в ущерб основным видам детской деятельности: игровой и творческой и др.

    Медицинское сообщество зафиксировало «отсутствие возбуждающего влияния развивающих игровых занятий с использованием электронного планшета на центральную нервную систему воспитанников», а также установило, что «рациональное использование электронных средств обучения способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность»

    Положительное влияние компьютерных игр на когнитивное развитие детей становится возможным, в том числе потому, что помимо собственно развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

  • Важным аспектом дискуссии по проблеме методов обучения в эпоху "цифрового поколения" является вопрос о готовности педагогов радикальным образом трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения "цифрового поколения". Дошкольник цифрового поколения и педагог: как эффективно взаимодействовать?

    Н.Е. Веракса конкретизирует, что центральным моментом в понимании дошкольного возраста как важного и ответственного периода в становлении личности является определение тенденций по формированию отношения к ребенку.

    1. Как мы относимся к ребенку? Он беспомощный и несамостоятельный или равный взрослому и способный?

    2. Как мы думаем о ребенке? Кто главнее – живущие в настоящем времени люди или те, кто будет после нас?

    3. Оценка эффективности финансовых вложений в дошкольное образование, т.е. оценка эффективности качества образования.

    Н.Е. Веракса подчеркивает: ребенок должен быть интересен педагогу. Поэтому очень важно соблюдать кодекс профессиональной этики не только в отношениях с родителями, коллегами и администрацией организации, но и в общении с детьми.

    Таким образом, в условиях трансформации характеристики развития детей работа педагога дошкольного образования усложняется. Очевидно, сформированная в прошлом система знаний недостаточна для выполнения профессиональных функций в современных ДОО. Особенности развития сегодняшних дошкольников приобретают значимость в условиях совершенствования системы дополнительного профессионального образования. Это является основанием для переосмысления специфики содержания, корректировки форм, методов организации повышения квалификации и переподготовки.

  • Начиталась про современное детство и детей всякого. От "ВСЕ ПРОПАЛО, ОНИ ДЕГРАДИРУЮТ", до "ТАК БЫЛО ВСЕГДА,ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ". Совсем не согласна с высказыванием о деградации. Наблюдая за маленькими детьми удивляюсь их информированности, способности быстро. почти моментально понимать принцип действия смартфонов, из способность "считывать"кто звонит. Меня удивляют профессии, которые они считают интересными. Напрягаюсь, когда малыши задают вопросы. Они могут быть очень неожиданными и из областей совсем "недетских".

  • Для меня проблема содержания и технологий работы с новым Детством кажется гиперактуальной. Дети с СДВГ и склонностью к аутизму ( пост выше) осваивают мир по иному. Какие технологии необходимо срочно осваивать педагогам, чтобы Детство становилось реально Счастливым, развивающим? Мне кажется я нашла замечательную книжку по технологии DragonDreming, которая учит простым и понятным

    приемам глубокого слушания. харизматичного общения,

  • Прочитала мифы о поколении Z. Задумалась, мифы ли это


  • А я считаю определенным мифом, что дети "цифрового поколения" "другие" и т.п. ( и это, кстати, подтверждают педагоги-психологи на курсах повышения квалификации). Они другие в силу детерминирующего фактора социальной среды (насыщенность ее средствами коммуникации - которые , не для кого не секрет, используют специальные средства манипуляции сознанием и подсознанием... ). Кроме того, у нас в Хабаровском крае во всяком случае достаточно большое количество детей проживает в местах, где "нет Интернета"...

  • Фрагмент из статьи "ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ДЕТЬМИ" - "В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор. Английский эксперт по речи доктор Салли Ворд говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только  зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно..."

    Согласна с Татьяной Сальниковой, которая отмечает дефицитарность не только речевой, но и коммуникативной, т.к. дошкольники не умеют договариваться друг с другом ни во во время игр, ни в свободной деятельности.. Растет "Новое немое поколение" как отмечают аналитик и и социологии Уильям Штраус и Нил Хоув, в своей работе "Теория поколений".

  • Казалось бы, чему могут научить нас дети? Это нам нужно учить их уму-разуму, и очень долго. Но это не так. Мы всегда смотрим на все сквозь призму и стереотипы своего возраста, опыта и интеллекта, и иногда просто не замечаем очевидных вещей.

    Чему мы можем поучиться у детей?

    1. Интересу к жизни. Каждый день для нас открывается много нового. Важно это вовремя заметить. Дети способны увлекаться, воспринимать все перемены, задавать вопросы. Мы же нередко видим все в серых тонах, а вопрос «почему» чаще всего адресуем Гуглу.

    2. Эмоциональности. Когда ребенок радуется, кажется, будто лучик солнца поселился в нем. Он расплывается в улыбке и прыгает до потолка от радости, не обращая внимания на окружающих. Когда ребенок плачет, это как «всемирный потоп» — слезы бурные и очень-очень горькие. Когда у нас, взрослых, было подобное?

    3. Умению удивляться. Радостному удивлению мы предпочитаем цинизм. Дети же активно изучают этот мир. И удивляются всему новому и неизвестному. Мы за стеной цинизма не удивляемся уже ни-че-му.

    4. Честности и доверию. Все близкие отношения строятся на доверии и открытости. Дети изначально кристально честны и доверчивы. Для них все, что мы говорим — правда в последней инстанции. Врать они учатся у взрослых. Дети умеют доверять, а не искать подвохов, злых умыслов и интриг.

    5. Непосредственности. Дети не умеют притворяться, они естественны. Им все равно, что думают или скажут о них окружающие, вернее, они об этом даже не думают. Это мы надеваем на себя пуленепробиваемый панцирь и так путаемся в собственных масках, что уже сами не знаем, где мы настоящие.

     6. Упорству. Первые слова, первые шаги даются очень нелегко. Но упорство все преодолевает. Разобрать папин телефон или разукрасить стены маминой помадой — задача не из простых. Взрослым же часто не хватает упорства осуществить давнюю мечту, заняться спортом, дочитать книгу… Мы придумываем себе 1000 и 1 отговорку.

    7. Умению переключаться. Из черной полосы в белую мы переходим сами. Просто часто мы сами задерживаем некоторые воспоминания, события. Ребенок же, только что плакавший над сломанной игрушкой, через минуту зачарованно изучает бабочку, севшую на цветок.

    8. Видеть позитив. Дети готовы радоваться каждому новому дню. Они редко просыпаются в плохом настроении. Они радуются любой мелочи. Сколько раз вы просыпались утром, сетуя на предстоящий сложный день? Откуда же позитиву взяться?!

    9. Жить настоящим. Мудрость детей заключается в их умении жить моментом. Они не тянут груз прошлого в настоящее. Им комфортно и весело здесь и сейчас.

    10. Находить себе занятие. Ребенку всегда есть чем заняться. Он никогда не сидит на месте, а если сидит, то тоже не без дела. А взрослый «заходит на минутку» в Интернет «проверить почту» и задерживается там на 5 часов. Это так мы умеем занять себя и свое время?

    Дети не знают значения слова «искренность», но только благодаря им мы можем понять его смысл. Дети не знают многих истин, однако именно поэтому они способны искренне верить, мечтать. Именно ребенок рождает родителей. И поверьте, нам есть чему поучиться у наших детей!

    Источник:

    https://shkolazhizni.ru/world/articles/64672/

  • Супер пост!!!! Спасибо Наталья!. Очень здорово Вы описали чему можно научиться у детей

  • Нынешние дети даже книги не читают, не ходят в библиотеки. Сидят только в телефонах, планшетах, за компьютером. От этого они деградируют. Надо ограничить детей от всех этих гаджетов.

  • До какого возраста ограничения? А почему бы не лишить их электричества, например? Тогда и гаджеты заряжаться не будут и зрение не испортится, и читать будут, и вовремя спать ложиться.

  • Гаджет - это техническое средство обучение. Использование его регламентировано в Санпинах. Для дошкольников - это 5-15 минут в день.

  • Дети наше будущее. В настоящее время дошкольник, рассматривается как личность, необходимую развивать и подготавливать к школьной жизни. Маленький человек очень любопытен в этом возрасте. Ведь ребенок 4- 6 лет может задать "1000 вопросов" и поставить своей непосредственностью взрослого в тупик. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легкого идут на контакт, воспринимают информацию. Сложности в обучении, конечно же есть. Но интересные задания, игровые методы представления информации и т.д. позволяют легко и без принуждения осваивать информацию. Именно в этом возрасте сформированные навыки, умения и знания помогут маленькому человечку в дальнейшей жизни.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.