Есть ли у школьных библиотек будущее?

Выступая на третьем Всероссийском форуме школьных библиотек, Павел Лукша, кандидат экономических наук, профессор практики московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт Сколковского центра развития образования, поделился мыслями о новой роли школьных библиотек в меняющемся образовательном ландшафте. По его мнению, цифровая трансформация школ неизбежна и это коснется школьных библиотек. В связи с этим, встает вопрос - может ли оставаться школьная библиотека местом хранения и выдачи бумажных книг или погрузится в то разнообразие возможностей, которое дает цифровая среда и стать проводником в этой сфере?

Приглашаем к обсуждению вопроса о перспективах развития школьной библиотеки, адекватных требованиям времени. Опишите, какой Вы видите школьную библиотеку будущего?

Комментарии

  • Всем добрый день! Я согласна с Павлом Лукша, школьная библиотека не должна оставаться только местом хранения и выдачи бумажного варианта книг. Школьная библиотека должна стать центром информации, местом развития цифрового обучения, как учащихся, так и учителей, родителей. Я верю, что школьная библиотека станет востребованных звеном в цепочке нашего быстро меняющегося мира. Конечно к такому результату надо идти вместе, прикладывать усилия, любить свое дело.

  • Добрый день, коллеги! Конечно, у школьных библиотек есть будущее!!! Много творческих и инициативных людей приходят работать в школьную библиотеку! А у нас сегодня именно на энтузиазме людей чаще всего все и держится! И эти энтузиасты, побарахтавшись в надеждах на светлое будущее, через некоторое время опускают руки.... Кто-то скажет: "Что вы жалуетесь, надо делать".... Делают... Пишут программы, участвуют в грантах (грантов немного, а школьных библиотек огого сколько!) , участвуют в конкурсах (получают хоть что-то для своей любимой библиотеки и радуются, как дети!!!!) . Цифровая трансформация? Замечательно!!! Ждут наши энтузиасты. И учиться готовы, и внедрять .... Но только говорят об этом цифровом обучении пока только на словах... Машина будущего стоит.... Все прекрасно понимают, что оснащение библиотек сильно отстает от потребностей сегодняшних пользователей!!! И то, что мы считаем "будущим" нашей библиотеки, при реализации сего (когда наступит этот счастливый момент) может очень скоро стать ее "прошлым". О каких цифровых технологиях (которые уже должны вовсю работать, а не говорить о них как о будущем) может идти речь при нашем примитивном Интернете в большинстве ОУ ? Конечно, школьные библиотеки, которые уже трансформированы в школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ), продвинулись чуть дальше школьных библиотек. Они лучше оснащены технически (насколько это возможно в реальной ситуации), за счет чего расширился спектр предоставляемых ими услуг (в том числе с применением цифровых технологии). Но ШИБЦ не так много, так как у большинства школ на сегодняшний день нет возможности оснащать библиотеку.

    Есть ли у школьных библиотек будущее? Конечно, есть. Только нормативных документов, регулирующих их деятельность, до сих пор еще нет!!! В 2012 (сейчас 2019) году Министерство культуры РФ утвердило новый "Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда". Школьные библиотеки ориентируются на него... . Но нам нужен свой, адаптированный для школьных библиотек, документ! Уже несколько лет как на базе Библиотеки имени К.Д. Ушинского был создан Федеральный информационно-методический центр. Пока его деятельность носит только информационный характер...

    Нельзя не отметить, что в нашем крае внимание к школьным библиотекам за последние годы значительно возросло! Идет расширение сети ИБЦ; активно работает наш региональный ресурсный информационно-библиотечный центр; с трудом, но внедряется облачная АИБС "1С: Библиотека" ( все новое требует особых усилий). За последние три года прошло много региональных вебинаров, на которых предоставляется возможность делиться своим опытом и знакомиться с опытом других коллег. Победители краевых конкурсов школьных библиотек награждаются ценными призами в виде техники для оснащения библиотеки. И это радует!

    Конечно, мы можем много говорить о том, какая она, библиотека будущего! Наверное, мечтать не плохо...Но пока мы работаем в реальных обстоятельствах. И огромное спасибо всем неравнодушным, творческим, активным, трудолюбивым коллегам, которые стремятся эти реальные обстоятельства улучшить. Не для себя, для своих любимых читателей (а ныне пользователей).

  • отредактировано Июль 2019

    Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать хабаровчан и включиться в обсуждение о драйверах! Следите за логикой... Драйверами всех изменений считаются новые технологии, модели управления, материально-техническое обеспечение, поиск талантов и т.п. Но есть супер редкое ремесло, основанное на специфических традициях - школьный библиотекарь. И вот если именно ОН становится главной фигурой, драйвером : ОН сможет работать с новыми информационными системами? Что ему делать в новом дивном будущем? Куда идти, чему учиться, что созидать? Кто-то уже видит? Или все еще остается в счастливом неведении? Библиотекарь - я иду в этом направлении, потому что привлекают они меня глубиной и творчеством. Творчество и служение идее - всегда восхищают как главные качества представителей этой профессии . Образование всегда запаздывает, но меняется. Всем предстоят непростые вопросы: "Образование будущего? Какое отношение это имеет ко мне и моей профессии? Не поздно ли в моем возрасте? Смогу ли я, если многое не умею?Какие нужны начальные навыки? Сколько времени нужно и где учиться?" Я уверена, коллеги, у нас будет много инноваций впереди...справимся?

  • В последнее время редко я свои инсайты , общественно-обсуждаю, но тут статью прочитала с говорящим названием:" Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой" Я не знаю, как вы относитесь к консалтерам "Коммерсанта.ru"? , статья  от 30.07.2019, знакомитесь ли с регулярными международными исследованиями? здесь интервью с главой PISA( могу ссылку прикрепить, если надо) о преобладающих трендах в глобальном образовании. Все о том, что надо быть сведущим в разных областях, а поскольку темп жизни нарастает - "учиться думать из будущего". Эта мысль сейчас звучит и в публикациях ВШЭ (Высшей школы экономики), этот тезис становится главным лейтмотивом" Островов Дмитрия Пескова 2018 ( Русский остров, Владивосток), 2019(Сколково). Учиться думать из будущего- как билет в будущее образование и консультирование . Что изменится? Какие возможности откроются,  в том числе, и по работе с бумажными носителями в школьной библиотеке? Что вы читаете, чтобы следить за происходящими уже сейчас изменениями в работе школьных библиотек и информационных центров,? Мне кажется, это та позиция "из будущего" и те вопросы на которые нужно искать ответы....пробуем?

  •         Уважаемые коллеги! Сегодня будущее школьной библиотеки вижу в создании условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися. Школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира.

    Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания общества. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети, и именно чтение играет огромную роль в развитии и образовании обучающихся с нарушением умственного развития. Мир книг богат и разнообразен. И проводником в этом мире является библиотекарь, который приобщает ребёнка к чтению, ведь от того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. В нашем школьном информационно-библиотечном центре обучающиеся имеют возможность читать сказки, стихи, рассказы, познакомиться с исторической литературой, почитать журналы.

    Школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов. 

    Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением.

    Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

    Школьную библиотеку, как информационно-библиотечный центр, ждет очень интересное, разнообразное, интеллектуальное, богатое будущее!



  • Много говорят о новой привлекательной школьной библиотеке. Как мы можем стать привлекательной если останемся просто как пункт выдачи учебников и книг? Меняется мир, в нашу жизнь врываются новые технологии, иногда просто не успеваешь вникать в новые гаджеты. Мы работаем на наших пользователей, это наша основная работа. Значит мы должны знать, чем живет наш читатель, какие потребности у него возникают, что его интересует. В наше время проще и быстрее найти нужную информацию в интернете, значит в библиотеках должен быть качественный, быстрый и доступный интернет. С внедрением в школах ФГОС дети стали делать проекты, защищать и презентовать их. Значит кроме интернета в библиотеках должны быть соответствующая информационная техника и нужные программы. А еще библиотекарь, который владеет навыками работы со всеми этими новыми технологиями. В школе нужна библиотека современная, хорошо оснащенная с грамотными специалистами готовыми всегда прийти на помощь. 

  • Коллеги, как один из аспектов обсуждения темы предлагаю статью Н.В. Лопатиной. Статью можно прочитать по ссылке.

    ЛОПАТИНА Н.В. О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ «НА ЯЗЫКЕ» СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Статья в электронном научном

    журнале «Культура: теория и практика» (08.12.2017) Режим доступа: https://bit.ly/2QdLmEe

  • В статье Лопатиной Н.В. есть положения о самостоятельном создании школой электронных образовательных ресурсов и электронных информационных ресурсов интеллектуального и духовного развития, об умении их публиковать, о помощи одарённым детям, детям с чёткой образовательной траекторией и повышенной мотивацией. Упоминается и о библиотечно-информационных ресурсах школ, отсылая нас к Федеральному закону об образовании, где печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы рассматриваются в основополагающей главе. При довольно скромных технических возможностях в нашем ШИБЦ издаются школьные печатные издания "Переменка" и "Юный патриот". В рамках дополнительного образования в библиотеке работают детские объединения "Юнкор" и "Печатник". Наши юные журналисты участвуют в районных смотрах-конкурсах ШПИ и занимают постоянно призовые места. Их работы печатаются в районной газете "Взросление" и в общероссийском журнале "Литературное творчество школьников". Юнкоры и печатники работают над обновлением творческих страниц школьного сайта. По окончании учёбы в школе они получают сертификаты от ЦДТ. Очень надеемся на дальнейшую поддержку Управления образования и ЦДТ Хабаровского муниципального района.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.